суббота, 18 февраля 2012 г.

Минин и Пожарский. 400 лет со дня освобождения Москвы от поляков.

 
ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ,
ПОСВЯЩЕННЫЙ ПАМЯТНЫМ ДАТАМ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ.


НОМИНАЦИЯ:
 «400-летие со дня освобождения Москвы  от польских завоевателей».


Наименование ОУ:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3.
Городской округ Железнодорожный мкр. Павлино.



Тема:                      «Историческая роль русского народа
в освобождении Москвы от польских завоевателей».






Авторы:
Швец Инесса,
Ивченкова Анастасия
 6 класс,
МАОУ СОШ № 3.



Руководитель:
Корячкина Ольга Сергеевна,
                                                                                                                        учитель истории
МАОУ СОШ № 3.
8 (909) 698 06 37.
8 (498) 663 11 64.




Аннотация.

     В исследовательской работе «Историческая роль русского народа в освобождении Москвы от польских завоевателей» учащиеся 6 класса МАОУ СОШ № 3 городского округа Железнодорожный  Ивченкова Анастасия и Швец Инесса, добились определенных результатов.

1. Авторы исследовали документы, рассказывающие о событиях 1612 года, и выявили роль русского народа в  тех далеких событиях.

2. Авторы доказали в своей работе, что именно русский народ, под руководством князя Пожарского и старосты Минина, спас Москву и всю  землю русскую от порабощения польской шляхтой, а православную веру – от  пагубного влияния католиков.

3. Исследовательская работа Ивченковой Анастасии и Швец Инессы представлялась на школьной конференции, где вызвала неподдельный интерес даже у старшеклассников – участников конференции. На все вопросы были даны исчерпывающие ответы.

4. Исследовательская работа размещена на сайте МАОУ СОШ № 3.  Один экземпляр работы передан в школьный историко-краеведческий музей «Наследие».



Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………….. страница 1.

      2.   Основная часть ………………………………………………………………………….3
             - Немного истории;
             -  Хронология событий;
             -  В Новгороде;
             -  Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин;
             -  Решающие бои под Москвой.
     
3.       Заключение……………………………………………………………………………….

        4.   Выводы………………………………………………………………………………….
    
5.      Список литературы……………………………………………………………………... 

   6.  Приложения…………………………………………………………………………….



Введение.

     В настоящее время, к сожалению,  молодые люди, в том числе и школьники, очень немногое знают об истории нашей Родины. Часто приходится видеть на экранах телевизоров различные развлекательные программы, где девушки и юноши увлеченно рассказывают о своих занятиях спортом, музыкой, какими-то другими видами развлечений. Не часто услышишь, что молодежь любит читать художественную литературу, особенно наших классиков: Чехова, Пушкина, Толстого, других. Энциклопедии, научную литературу, справочники – ученики используют крайне редко. Когда на уроках истории мы разбираем какие-то  важные события, некоторые ребята отмалчиваются, не имеют своего мнения, а мнения других выслушивают равнодушно. Неинтересно бывает только потому, что они не понимают важности происходящего на уроке. История нашего государства насыщена героическими событиями, которые происходили за много веков до нашего рождения, но эти события столь важны, что не знать о них просто невежественно.
     В начале декабря 2011 года было объявлено о конкурсе исследовательских работ, отражающих историю нашего Отечества. Одна  тема привлекла внимание больше других, и мы решили выполнить работу, посвященную 400-летию со дня освобождения Москвы народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского в 1612 году от  польских захватчиков. О князе Пожарском и старосте новгородском Минине знают, бесспорно, все россияне. Они наши национальные герои. Князю Пожарскому и старосте Минину  поставлены памятники, написаны картины великими художниками, сняты художественные фильмы,  в православных храмах 4 ноября - в день иконы Казанской Божьей Матери вспоминают этих героев – спасителей веры православной от католического насилия. Уже в 4-ом классе  дети изучают страницы  жизни защитника земли Русской.  Мы начали с того, что стали расспрашивать учеников нашей школы, что они знают о Минине и Пожарском? Из разговоров со сверстниками, одноклассниками и старшими школьниками, мы вдруг поняли, что знания молодежи о национальных героях очень скудные. Многие не знают даже времени самых важных событий, связанных с именами героев. Но, следует отметить, что все без исключения знают о памятнике Минину и Пожарскому в Москве.
  Актуальность исследовательской работы: изучив ситуацию, возникшую в нашей школе, да и, пожалуй, среди большинства подрастающего поколения других школ и регионов нашей страны, из-за постепенного и незаметного, на первый взгляд, снижения уровня исторического образования и патриотического воспитания, мы выявили следующее противоречие:
- между доступностью информации для молодежи и школьников о героических страницах истории нашего Отечества в литературе,  в средствах массовой информации (телевидение, журналы, газеты, кинофильмы и другое) и ответственностью подрастающего поколения за судьбу нашего Отечества.

     Выход из данной ситуации мы видим в следующем: используя мощный потенциал  школьных музеев и городских общественных организаций, в состав которых входят ветераны Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, участники боевых действий в Афганистане, Чечне, других «горячих точках»,  родители и активная часть молодежи города проводить всевозможные акции патриотической направленности. Активнее привлекать школьников к участию во всевозможных  конкурсах, олимпиадах, викторинах по истории России, игре «Золотое Руно».
        Мы поставили перед собой цель:  изучить события 400-летней давности и выяснить историческую роль русского народа в событиях 1612 года.

Задачи:

1.      Отобрать и проанализировать литературные источники, в которых, так или иначе, упоминается о польской интервенции  и захвате Москвы в 1612 году.
2.      Сравнить литературные источники и выявить достоверные сведения о роли новгородского старосты Кузьмы Минина в организации похода народного ополчения на Москву для спасения веры православной и земли русской.
3.      Рассказать о национальных героях – Кузьме Минине и князе Пожарском ребятам нашей школы на классных часах, уроках истории и литературы, на  краеведческой конференции.
4.      Опубликовать работу на сайте школы, для доступности всем молодым людям, небезразличным к героическим страницам истории нашего Отечества.
5.      Проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие  выводы.

 В работе использовались теоретические  методы исследования:
   - метод поиска и анализа;
   - метод исследования.
  А также эмпирические методы исследования:
      -  изучение научной литературы;
      -  метод описания.

       Практическая значимость: данная исследовательская работа может являться практическим руководством для патриотического  воспитания подрастающего поколения школьников и молодежи на примере ярких исторических личностей, какими бесспорно являются новгородский  староста Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.
       Ее можно использовать на уроках истории и уроках литературы. Публикация этой работы в газете «Городской вестник» вызовет  положительный резонанс и привлечет широкое  внимание читателей газеты – жителей нашего города.

       Наша работа началась с поиска литературных источников, в которых упоминается о событиях 1612 года, подробно или кратко рассказывается о Смутном времени на Руси и о  беспредельной любви к Отечеству  новгородского старосты Минина. В школьной библиотеке нашлось немало таких книг и статей в журналах. Вторым подспорьем стала городская библиотека, там мы отыскали еще несколько источников, которые использовали для выполнения исследовательской работы.       Мы  перечитали множество разных статей, работали   с карандашом в руках, кратко выписывали на отдельные листы неизвестные или малоизвестные  нам сведения о  причинах Смутного времени на Руси.  В каждом литературном источнике делали закладки, чтобы легче было возвратиться к уже найденной информации. Мы разделились: одна из нас выписывала все о Минине и Пожарском, а другая – о русском народе, его страданиях и стремлении к мирной, спокойной жизни. Затем, мы приступили к сравниванию сведений разных источников, в том числе и из учебника по истории России. Это была самая сложная часть работы. Приходилось по несколько раз перечитывать статьи, рассказы и иные заметки, изложенные в книгах и журналах, сравнивая их и выискивая все новые сведения. Когда  черновая  работа   завершилась, мы   приступили к оформлению исследований.

     Вашему вниманию представляется исследовательская работа, посвященная 400-летию со дня освобождения Москвы народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского в 1612 году.



Основная часть.         

Немного истории. 

      Смута, Смутное время, лихолетье – так называют в истории России начало 17 века. Никогда еще на Руси не было таких событий. Если ранее споры за престол вели разные ветви князей Рюриковичей, то в эти годы на древний престол претендовали самозванцы: беглый монах, бывший холоп, нищий школьный учитель. А наследственная  московская монархия вдруг разом превратилась в выборную. И вот уже вместо одного государственного центра появляется несколько, и в каждом сидел представитель власти. Народ приносил присягу то одному, то другому правителю, принимал активное участие в утверждение на престоле то одного, то другого претендента.  Бояре и дворяне  метались между «царями», забывая о государственной пользе, думая лишь о собственной выгоде. В это смутное время, подняли люди оружие против друг друга. Наши давние недруги словно ждали ослабления Руси, были готовы в каждую минуту броситься на Русь и отхватить лакомый кусочек. Конечно, первопричиной этих событий стало пресечение законной московской  династии. Это совпало, к сожалению, с разрухой, голодом, запустением центральной части русских земель, в результате неразумной политики Ивана Грозного. Власти ужесточали политику закрепощения крестьянства, увеличивали налоговые сборы, пытаясь пополнить пустую государственную казну. Народ встречал эти действия недовольством. Между боярами и дворянами были многочисленные противоречия. Все это и привело к ослаблению власти центра.

Хронология событий.

     1605 год. Разношерстное войско первого самозванца – Лжедмитрия – беспрепятственно вступило в Москву. Правда, горожане потребовали подтверждений: Мария Нагая встретилась с «чудесным образом спасшимся  сыном». От страха она не смогла вымолвить ни слова. Присутствующие расценили ее испуг по-своему. Под ликующие крики толпы Лжедмитрий был провозглашен царем, как законный сын Ивана Грозного. В первые месяцы правления царь-самозванец пытался заигрывать с народом, выслушивал жалобы, принимал челобитные, отменил казни, начал борьбу с поборами и взятками. Но дать свободу крестьянам «забыл».  Поведение лжецаря вызывало в народе неприязнь. С русскими обычаями он не считался, носил польское платье, ходил по Москве без сопровождения, перед обедом не молился, а после обеда – рук не умывал и не спал! Его свадьба с дочерью польского воеводы, на которую прибыло около 2 тысяч поляков, была последней каплей переполнявшей чашу народного терпения.
      1606 год. Боярская верхушка, воспользовавшись недовольством простого народа, организовала восстание. Заговорщики ворвались в Кремль, схватили самозванца и расправились с ним. Трое суток труп его был выставлен на Красной площади на поругание. Затем его сожгли, зарядили пеплом пушку и выстрелили в сторону польских земель: отправляйся туда, откуда пришел. Недолго престол оставался пустым. На Земском соборе царем был назван князь Василий Шуйский.  Он поклялся не допускать безграничного самовластья: «всякого человека, не судя истинным судом с бояры своими, смерти не предати». Большинство дворян было недовольно избранием Шуйского, не было единодушия и среди бояр. По Москве поползли слухи, что убили не того Дмитрия, а другого.  Вскоре движение против Шуйского возглавил Иван Болотников – холоп князя Телятевского.  В одном из походов он попал в плен, был продан в рабство, был гребцом на галерах, бежал во время боя. Скитаясь, попал в Речь Посполитую, здесь уверовал в чудом спасшегося царевича Дмитрия, законного сына Ивана Грозного, получил грамоту о назначении  воеводой в «царском» войске. Болотников с войском  двинулся на Москву. По дороге к отряду примыкали недовольные Шуйским: казаки, крестьяне, холопы, стрельцы, дворяне. Среди воевод был тот самый князь Телятевский – бывший его  хозяин. Осада Москвы оказалась неудачной, в решающей битве у Коломенского в декабре 1606 года Болотников был разбит и вынужден был увести остатки войска к Калуге и  Туле. Тула и стала центром сопротивления, войска Шуйского не смогли взять город, потерпели поражение. На помощь Болотникову прибыл новый отряд, возглавляемый еще одним самозванцем    «царевичем Петром», якобы сыном царя Федора Ивановича….
      1607 год. В сражении под Каширой Болотников терпит поражение. Осада Тулы была долгой и жестокой. Шуйский придумал, как захватить город. Соорудив плотину на реке Упе, ратники царя затопили город.  Болотников вынужден был сложить оружие.  «Царевич Петр» был повешен, а Болотников - сослан в монастырь, позднее его ослепили и утопили. Еще в конце лета объявился новый самозванец. Нашелся бродячий учитель, схожий обличием с убитым в Москве  самозванцем. Его уговорили принять имя «царя Дмитрия».  В лагерь нового самозванца хлынули отряды польских дворян – самозванец посулил им богатые дары, когда сядет на московский престол.  Лжедмитрий второй с отрядом двинулся по стопам своего предшественника, обрастая все новыми и новыми людьми, на Москву.
       1608 год. Самозванец обосновался  у подмосковного села Тушино. Сюда прибыли польские отряды, а с ними Мария Мнишек – жена Лжедмитрия первого. Она признала в новом самозванце своего мужа и «истинного царя Дмитрия». Весь этот балаган, к сожалению, поддерживали не только поляки, но и русские люди, в том числе и дворяне. Вскоре Тушино стала второй столицей – со своим царем, в народе прозванным «тушинским вором», со своей Боярской думой и своим патриархом (им стал захваченный в плен поляками митрополит Филарет). В Тушино стали являться бояре и дворяне, обиженные Шуйским, а получив награду от самозванца, отправлялись на Москву, за новыми чинами и  наградами. Такое поведение бояр получило в народе презрительное название «тушинские перелеты». Хотя и пополнялось тушинское войско за счет простого народа, но в скорее настроение в народе резко изменилось. Поляки вели себя как завоеватели: грабили, чинили насилие, оскверняли православные святыми. Это вызвало взрыв народного возмущения. Центрами сопротивления стали, в первую очередь, монастыри. Троице-Сергиев монастырь выдержал 16-месячную осаду. Но Шуйский не осмелился опереться на народ в борьбе против Лжедмитрия второго.
      1609 год. Речь Посполитая объявила войну России, обвинив русских в сношениях со шведами, их врагами. Войска поляков и литовцев осадили Смоленск. В течение 20 месяцев отважно держали осаду,  руководимые воеводой Михаилом Шеиным, небольшой гарнизон, горожане, жители окрестных сел и деревень.
     В тушинском лагере начались конфликты. Наемники стали требовать плату за службу, денег не было, а обещаниям они не хотели верить. Начался развал, самозванец вынужден был бежать в Калугу, переодевшись в  крестьянское платье. Большинство тушинцев видели выход в приглашении на русский престол польского королевича Владислава. Но самозванец не исчез, его еще поддерживал народ, веривший в истинного царя Дмитрия. Собрав вновь силы, самозванец вернулся к Москве и обосновался в Коломенском к югу от столицы.
       1610 год. В июне часть польского войска двинулась из под Смоленска на Москву. Близь Можайска русские отряды потерпели поражение от поляков. Путь к столице был открыт. Бедственным положением России воспользовались и шведы.
     Летом посадское население поддержало дворян и свергло Шуйского с престола. Его насильно постригли в монахи, а к власти пришла Боярская дума. В нее входило семь бояр во главе с Мстиславским. Этот период правления на Руси получил название «семибоярщина». В августе боярское правительство заключило договор о приглашении на царский престол королевича польского Владислава. Они, правда, потребовали принятие королевичем православной веры. Жители Москвы на Девичьем поле присягнули Владиславу. Но многие не явились на церемонию, часть отправилась к Лжедмитрию в Калугу (он отступил туда из Коломенского). Но православная церковь резко осуждала приглашение на престол польского королевича. В Москве назревало восстание, чтобы предотвратить кровопролитие бояре тайно впустили в Москву поляков, в очередной раз, предав свой народ и  православную веру. Но и у поляков были разногласия: теперь уже король Сигизмунд не хотел ставить на престол своего сына Владислава. Он мечтал сам возглавить русское государство и занять пустующий царский престол.
       1611 год. Шведские отряды захватили Новгород и все побережье Финского залива, силой добиваясь признания шведского принца русским царем. Тем временем во Пскове некий Сидорка объявил себя новым  «царем Дмитрием».
      Трудное, очень трудное положение наступило для Руси. Польские отряды захватывали русские города, села, деревни, монастыри. Они грабили  и убивали невинное население. На Руси творилось беззаконие. Безвластие привело к тому, что на западе страны многие города  признали в качестве законного царя польского королевича, некоторые – шведского принца. Кое-где целовали крест едва появившемуся на свет сыну Марии Мнишек и Лжедмитрия, другие величали его не иначе как «воренок».
     Под угрозу вновь была поставлена  независимость страны. Осознание этого факты привело к побуждению русского народа встать на защиту веры и земли русской.
      Русский народ, выполняя свою историческую миссию, поднялся на борьбу  за освобождение Отечества.

В Новгороде.

     В Нижнем Новгороде стало собираться второе народное ополчение. 1 сентября 1611 г. нижегородцы избрали своим старостой купца Кузьму Минина. Умный, смелый, энергичный и решительный Минин стал вдохновителем и организатором всенародного ополчения.
       Не раз, выступая перед нижегородцами на площади перед съезжей избой в центре города, он призывал жителей подняться на борьбу с иноземными захватчиками за освобождение Российского государства. Он призывал бороться за православную веру, не жалеть жизни своей, а на содержание ратных людей отдать «всё злато и серебро и, если надо будет, продать имущество, заложить жён и детей своих». Призывы Минина были услышаны и получили поддержку. В городе начали собирать средства на создание нового ополчения. Размер налога на эти цели составил пятую часть всего имущества каждого горожанина.
        Отстранив воеводу князя Звенигородского, Минин сам принялся за сбор средств. Собирали деньги добровольно. Деньги поступали и из других городов. «Ратных людей» набирали из нижегородских дворян, детей боярских и стрельцов, из перебравшихся в Нижний Новгород смоленских, вяземских и дорогобужских дворян, стрельцов, различных служилых людей «по прибору» (по найму).
       Военным руководителем нижегородского ополчения стал воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский, происходивший из обедневшего рода. Честный и прямой, не запятнавший своего имени никакой изменой, храбро сражавшийся во время восстания в Москве в марте 1611 г., Пожарский был опытным военачальником, осторожным, настойчивым, бескорыстным, скромным и отважным. Когда начался сбор нижегородского ополчения, он залечивал раны в своей Суздальской вотчине. К нему-то и направились представители от ополчения, звать на ратный бой с врагами земли русской.
       
Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.

       Вначале Пожарский отказывался от приглашения в Нижний Новгород, но потом согласился. Князь потребовал, чтобы в помощь ему выделили человека, которому народ полностью доверяет. Таким человеком был Кузьма Минин. Ополчение было хорошо организовано и опиралось на мощную материальную базу. «Ратным людям» платили, и не по родовитости, а в зависимости от воинского искусства и боевых заслуг.
       Всенародное ополчение ставило своей целью изгнать интервентов и собрать земский собор, который и решит, кого «обирать» на престол. Такая политическая направленность ополчения исключала «прежнее междоусобство», когда дворянство открыто, проводило крепостническую политику, когда боролись за власть и за вотчины отдельные боярские и дворянские группировки вокруг претендентов на русский престол, ставленников интервентов, группировались бояре и дворяне, стремившиеся к личной выгоде и наживе.
       Авангард всенародного ополчения  вышел из Нижнего Новгорода 15 февраля 1612 г. Уже 5 марта выступили главные силы, под руководством Пожарского и Минина. Они двигались на Ярославль. Прямо на Москву идти было опасно. Интервенты и их прислужники из числа русских бояр имели еще достаточно сил. Среди казаков,  стоявших под Москвой, находилось немало противников народного ополчения.
        Нужно было укрепить и расширить базу ополчения. Дмитрий Пожарский  двинулся к Ярославлю – большому торговому городу, многолюдному и богатому, стоявшему на важных путях, соединявших Север, Сибирь и Поволжье, Москву и Архангельск. Заруцкий сделал попытку упредить ополчение, направив свои отряды к Ярославлю, но первыми в город всту­пили отряды Пожарского. Не удалась и попытка Заруцкого подослать казака для убийства князя. Вскоре Заруцкий  ушел с отрядом казаков в Коломну. Ополчение прочно обосновалось в Ярославле. Его поддержало купечество и ремесленный люд города.
Между тем в Ярославль пришли вести о продвижении к Москве на выручку осажденного польского гарнизона свежих польских отрядов. Ополчение выступило из Ярославля. Впереди двигались отряды дворянской конницы, за ними следовали пешие ратники.  В начале  августа первый конный отряд ополчения подошел к Москве и стал у Белого города между Тверскими и Петровскими воротами. 12 августа прибыла остальная конница, а в ночь на 20 августа подошли главные силы ополчения, ведомые князем  Пожарским и  новгородским старостой Мининым.

Решающие бои под Москвой.

       22-24 августа 1612 г. развернулись решающие бои под Москвой. Войско гетмана Ходкевича состояло из хорошо вооруженной шляхетской конницы, 2,5 тыс. человек, наемной пехоты – главным образом немцы и венгры – 1,5 тыс. человек и запорожских казаков, до 8 тыс. человек. Кроме того, в Кремле сидело до 3 тыс. поляков и наемников. Всего, таким образом, ополчению противостояло около 15 тыс. вражеского войска.
       Силы нижегородского народного ополчения уступали в численности войску интервентов. Казаков, конных и пеших, в нем насчитывалось около 4 тыс. человек, вооруженных огнестрельным оружием, из которого они метко стреляли. Стрельцы – их было около тысячи – кроме холодного оружия имели «огненный бой» – пищали. Другая половина войска состояла из дворянского ополчения и отрядов крестьян и посадских людей. Среди них выделялось хорошо вооруженное и закаленное в пограничных стычках с польско-литовскими шляхтичами смоленское дворянство. Неплохо были вооружены и снабжены всем необходимым и нижегородские ополченцы. Что же касается отрядов крестьян и посадских людей, а их в ополчении было немало, то их вооружение составляли копья, рогатины, топоры, бердыши, Только некоторые имели огнестрельное оружие. Артиллерийских орудий в ополчении было немного. Казалось бы, в решающих боях под Москвой преимущество в численности, вооружении, командном составе было на стороне поляков. Но у ополчения имелось одно огромное преимущество – моральное состояние воинов, решивших бороться за Москву, за Россию до последней капли крови, твердо веривших в правоту своего дела. И этот чрезвычайно важный фактор сыграл решающую роль. Позиции нижегородского народного ополчения были хорошо выбраны. Правда, их не успели, как следует укрепить, но они примыкали к каменным стенам Белого города и располагались по валу, господствующему над местностью.
       Решающая битва произошла 24 августа. Польские отряды  стремился, во что бы то ни стало, пробиться в Кремль и доставить продовольствие осажденному гарнизону. К этому времени Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин перестроили свои войска. Главные силы Пожарский перебросил на юг, к берегу Москвы-реки, а сам перешел от Арбатских ворот к Остоженке, где находился и Кузьма Минин. Часть русского войска переправилась через Москву-реку и заняла позиции в Замоскворечье. Главными опорными пунктами ополчения здесь являлись Земляной город и Климентовский острожек. Тут же у Лужников стояли казаки Трубецкого. Вначале в пятичасовом бою полякам удалось разбить дворянские нижегородские сотни. Интервенты  захватили укрепления Земляного вала, прорвались  вглубь Замоскворечья и овладели острожком на Ордынке. Но русские продолжали упорно сопротивляться. Дмитрий Пожарский бился плечом к плечу с рядовыми воинами. Казаки сами бросились в бой, устремились в атаку и выбили поляков из острожка у церкви Климента. Почти все наемники полегли в бою у острожка. Настал полдень. Пожарский и Минин сосредотачивали войска. Келарь Авраамий Палицын уговаривал казаков Трубецкого, стоявших в Замоскворечье, начать решительные действия, суля им монастырскую казну. Казаки поклялись сражаться не щадя жизни. К казакам и стрельцам стали присоединяться спешенные дворянские сотни, засыпавшие врага тучей стрел. За бурьянами, в ямах и оврагах засели стрельцы с пищалями.
       Наступал решительный час. Минин попросил у Пожарского выделить ему воинов. Получив три дворянские сотни и сотню  ополченцев, Минин перешел через реку и обрушился на литовские  роты, стоявшие у Крымского двора. Это был переломный момент боя. Враг обратился в бегство. Тогда русские перешли в общее решительное наступление. Открыв сильный огонь из ружей и луков, ополченцы очистили от интервентов рвы и валы Земляного города, захватили их огромный обоз, стоявший на Большой Ордынке. Разгром врагов довершила атака русской конницы. Во время этой атаки полегло 500 поляков. Множество пленных, шатры, знамена, литавры, обоз в 400 возов стали трофеями русских воинов. Остатки польских отрядов  отошли к Донскому монастырю, а наутро отправились к Можайску.
       Мужество, стойкость, воинское искусство, горячая любовь к Отчизне, твердая вера в свое правое дело обеспечили победу народного нижегородского ополчения над сильным противником. В августовских боях под Москвой ополченцы проявили исключительную храбрость и волю к победе. Началась осада Китай-города и Кремля. Днем и ночью трудились на ратной ниве воины народного ополчения, обводя Кремль глубоким рвом и двойным плетнем с насыпанной между его стенками землей. В районе Тверской, Дмитровки, Кулижек, Пушечного двора стояли пушки, обстреливавшие Кремль ядрами и зажигательными снарядами, Несколько пушек поставили вблизи ворот Кремля со стороны Москвы-реки. Желая избежать кровопролития, Пожарский обратился к польскому командованию, предлагая капитуляцию и гарантируя всем жизнь и возвращение на родину. На это предложение интервенты ответили в грубой и оскорбительной форме. 22 октября под звуки рогов с развернутыми знаменами русские пошли на штурм Китай-города и вскоре во­рвались в него. Поляки заперлись в Кремле. Видя безнадежность своего положения, они вступили в переговоры и 26 октября сдались на милость победителей.
       Москва была освобождена полностью. В воскресенье 1 ноября русские войска вошли в Кремль. От Арбата шли полки Пожарского, от Покровских ворот – Трубецкого. Бесчисленное множество народа радостно встречало победителей. Историческая заслуга нижегородского ополчения, ставшего поистине всенародным, состоит в том, что оно сконцентрировало в себе патриотические силы русского народа, сняло нависшую над страной угрозу порабощения.


Заключение.

     Историческая заслуга нижегородского ополчения, ставшего поистине всенародным, состоит в том, что оно сконцентрировало в себе патриотические силы русского народа, сняло нависшую над страной угрозу порабощения.
       Смута была испытанием Московского государства на жизнестойкость. Подточенное внутренними конфликтами, расшатанное натиском интервентов, оно чуть было не рухнуло, чуть было не распалось… Но в этот критический момент русскому народу хватило сил и мудрости «собрать землю», вывести её из состояния всеобщей войны и хаоса, отстоять свою независимость и государственность. В результате войны Московское государство было унижено, ограблено, потеряло многие свои территории, в том числе Смоленск, но оно выстояло и показало тем самым свою небывалую, колоссальную внутреннюю прочность. И это явилось главным залогом его блестящего будущего.
      Многострадальный русский народ. Тебя закрепощали князья и цари русские, нещадно эксплуатировали, не щадили  в годы тяжких испытаний. Непокорным рвали ноздри, распинали на дыбе, секли на площадях у позорных столбов. Над тобой смеялись, не понимали и не пытались понять твоих чаяний и страданий… Но в трудные для страны времена, именно ты, Русский Народ, вставал на защиту Отечества. Именно ты, забывая обиды, всепрощая, не жалея живота своего, готов был отдать Отчизне всего себя до последней капли крови, до последнего вздоха. Ты стоял за Веру, Царя и Отечество во все времена  от сотворения мира, от века в век. Ты – олицетворение мощи, отваги, мужества и беспримерного героизма.  Ты – русский народ, находишь силы, когда они, казалось бы, давно иссякли. Только ты – русский народ способен во имя веры отцов и дедов, во имя матерей и вдов, во имя счастья будущих поколений превозмочь все то, что встанет у тебя на пути, сметая это злое и черное, мешающее тебе жить на этой прекрасной земле, земле твоих предков. Подвиг российского народа был увековечен в 1818 году указом императора Александра 1. На Красной площади в Москве установили памятник "Гражданину Минину и князю Пожарскому" работы прославленного скульптора Ивана Мартоса, - первый в истории России памятник не царю или полководцу, а народным героям. На Красной площади можно увидеть еще одно напоминание о подвиге народного ополчения: на противоположном краю площади стоит собор Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1637 году в память о героях, освободивших Москву. В нем была помещена Казанской икона Божией Матери, с которой шло ополчение.
     4 ноября 1612 года с чудотворной иконой Казанской Божией Матери нижегородское ополчение сумело взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Этот момент в истории Смутного времени оказался поворотным, за ним последовало освобождение всей страны. С тех пор это событие стало символом единения народов России. В 1613 году царь Михаил Федорович учредил праздник - день очищения Москвы от польских интервентов, который отмечался 4 ноября.
      В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича этот день был объявлен православным государственным праздником   (отмечался до 1917 года). В церковный календарь эта дата вошла как Празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Икона была прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения: с ней войско выходило из стен Нижегородского Кремля в январе 1612 года, с ней пришло летом в Троице-Сергиеву Лавру, с ней освободило Москву. До сих пор 4 ноября православные отмечают как праздник Казанской иконы Божией Матери.
       Историческая роль русского народа несказанно велика. Мощь и сила народа проявляется наиболее ярко в сложное для страны время. Так уж устроен наш народ, что он умеет увидеть, почувствовать, понять, лучше и быстрее, чем кто- либо другой, сложность ситуации и, самое главное, найти единственно  правильный выход из создавшегося положения.  Народ не жалеет ни своего имущества, нажитого непосильным трудом и лишениями, ни жизни своей, единственное, чем он сам вправе распоряжаться. Никто не толкает русского человека на свершение подвига. Этот путь человек выбирает для себя сам и, поверьте, никогда не думает о том, что совершает подвиг. Никогда не задумывается над тем, что происходит в данную секунду времени, он мечтает о свободе для своего Отечества, о крепости и чистоте веры отцов. Ради этого он может смести с лица земли все наносное, ненужное, оскверняющее его душу и мешающее его счастливой жизни в родном доме.
        В 1612 году, когда враг стоял у стен Москвы, в далеком Новгороде, свободолюбивый народ встал на защиту Отечества. Исторические хроники повествуют, что люди новгородские снимали нательные кресты из золота и серебра, обручальные кольца и жертвовали на нужды ополчения. По всем городам и весям летели всадники на конях и призывали русский народ на битву во славу родной земли и веры православной. Только народу, этой мощи и воли не сломленной, под силу было сразиться с ненавистными поляками и победить. Победить, потому что другого исхода народ не хотел.
  
Выводы.

       Презентация  данной исследовательской  работы  проходила   на уроках истории  и литературы, общешкольной   конференции,  на муниципальном этапе областного конкурса  проектов и исследовательских работ учащихся, посвященного памятным датам военной истории.
        Нами были отобраны и изучены литературные источники, в которых упоминалось о Смутном времени на Руси, о том, как страдал простой народ от грабежей и насилия польской шляхты, о том, как поляки оскверняли русские православные церкви, глумились над нашими святынями. Из источников мы узнали о страшных  событиях, происходивших в начале 17 века в самой Москве и в государстве российском. Неподдельный интерес вызывало поведение бояр, прозванных в народе «перелетами». В это трудное для всего Отечества время, они искали выгоду для себя, старались «нажиться» за счет предательства.    Когда мы рассказывали ребятам малоизвестные  подробности об этих событиях, нам задавали массу вопросов. Мы старались дать исчерпывающий ответ.
      Осмысливая историческую роль простого русского народа, поднявшегося на борьбу с чужеземцами под предводительством старосты новгородского и лечившегося от ран князя,  мы гордимся тем, что именно земля русская породила таких героев как Кузьма  Минин и Дмитрий Пожарский.
       Сравнивая сведения литературных источников, мы пришли к выводу, что почти все они  передают сведения, дошедшие до нас в сказаниях, письменах и  фольклоре наиболее  достоверны.  Письменность того времени мало  сохранилась, поэтому приходится довольствоваться тем, что имеется. Но в более поздних документах, достаточно сведений о Смутном времени, попытках самозванцев занять царский престол и  изгнании поляков с русской земли.
          Сравнивая сведения, полученные из разных источников,  мы пришли к выводу, что  новгородцы собрали и снарядили хорошо вооруженное войско.  Наш народ храбро  сражался за землю русскую, за жен и детей, за волю вольную, за веру православную, а поляки пришли убивать, грабить, порабощать. Они пришли за чужим добром, но потеряли здесь только  свои жизни.
          Не сразу, не вдруг возгорается пламень народного гнева, но, уж, всколыхнув, выжигает скверну дочиста.  Так было и так будет.
         Наша исследовательская работа  для ребят нашей школы стала своеобразным толчком к самостоятельному изучению важных исторических событий и памятных дат военной истории.
        Сегодня Россия отмечает День народного единства - государственный праздник, установленный в память об освобождении Москвы народным ополчением от польских интервентов в 1612 году.
      

Список литературы.

  1. Буганов В.П. Выборный человек всею землею. Кузьма Минин. Вопросы истории. М. 1980. №9. с.90-102;
  2. Данилов А.А. История России. Конец 16 -18 век. М. Просвещение.2007. с.12-24;
  3. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М. ЭКСМО.2006. с.287-299;
  4. Пашуто В.Т. Иллюстрированная история СССР. М., Мысль. 1974. с.51-57;
  5. Школьная энциклопедия. История России 9 – 17вв. М. ОЛМА-ПРЕСС Образование. 2003. с 145, 374, 507.
















































Комментариев нет:

Отправить комментарий